Календарь праздников
НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА
|
2017
|
ПУРИМ | 12.03.2017 |
ПЕСАХ | 10.04-17.04.2017 |
ДЕНЬ ПАМЯТИ | 23.04.2017 |
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ | 02.05.2017 |
ШАВУОТ | 30.05 -31.05.27 |
РОШ – ХА-ШАНА | 21.09-22.09.2017 |
ЙОМ КИПУР | 29.09-30.09.2017 |
СУККОТ | 05.10-12.10.2017 |
ХАНУКА | 13.12-20.12.2017 |
Ту Би-Шват.
В этот день, называемый в Израиле Ту Би-Шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту Би-Шват - это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева - как жизнь человека, плоды дерева - как дети.
Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это - пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов.
|
Пурим.
Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».
С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии, но коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев. В Талмуде сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками.
|
Песах.
Песах - самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории - с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Б-г наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Б-г умертвил первенцев египтян, но пропустил («пасах» на иврите) дома израильтян. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах – говорить, рассказывать об истории Исхода.
|
День Памяти.
День поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля (Йом а-Зикарон). Каждый год к этому дню точно подсчитано число евреев, погибших в арабо-израильских войнах. Отмечается 4 ияра по еврейскому календарю, накануне Дня Независимости.
В 8 часов вечера накануне Дня памяти и в 11 часов утра звучит траурная сирена. На две минуты замирает весь Израиль, останавливаются люди и машины, опускают головы в знак скорби. У стены Плача в Иерусалиме проходит торжественная церемония поминовения. На мемориальных и военных кладбищах, на местах, где проходили бои, проводятся траурные митинги и факельные шествия, поминальные церемонии. По всей стране, в школах, мемориальных музеях проводятся торжественные мероприятия. Когда 5 ияра приходится на пятницу или субботу, День Независимости сдвигается на четверг.
|
День Независимости.
14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю) в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль (государство Израиль).
В Израиле праздник отмечается торжественными приемами, иногда военными парадами. Накануне праздника вручаются государственные премии в области литературы, искусства, научных исследований. В больших и малых городах и поселениях Израиля проходят общественные гуляния, люди выходят на улицы. Повсюду звучит музыка, на импровизированных сценах выступают танцевальные коллективы, хоры, музыкальные ансамбли. Уже традиционным завершением праздника стал красочный, праздничный фейерверк.(В годы, когда 5 ияра попадает на пятницу или субботу, День Независимости сдвигается на четверг).
|
Лаг Ба-Омер.
Традиция этого праздника восходит к временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер - это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день. В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.
С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник - День милуимника - резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим - это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.
|
Шавуот.
Шавуот - праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу. Он отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем.
На иврите слово «шавуот» означает «недели» - семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия - Письменная Тора), а часть - Устная Тора - были записаны только через 1500 лет.
Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.
|
9 Ава.
Самым траурным для евреев днем считается Девятое ава. В этот день ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Пост начинается с вечера 8 ава за несколько минут до захода солнца и заканчивается после появления звезд на небе вечером 9 ава. День 9 Ава - это также единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (ведь изучение считается источником радости).
|
Рош a-Шана.
Еврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».
Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.
В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу - символ плодородия; голову (баранью или рыбную) - чтобы быть «во главе», а не в хвосте; морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство; круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, здоровым; овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай; яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
|
Йом-Кипур.
Десятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) - день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов. В канун Йом Кипур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня - строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.
Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе - приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах. Особое значение приобретает «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца - после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году - в Иерусалиме».
|
Суккот.
Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрей) и продолжается 7 дней, это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.
В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники - Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
|
Ханука.
Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.
Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну - в первый день праздника, две - во второй, три - в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник - ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).
|
|
Фиксированный курс оплаты:
| курс ЦБ + 2,5% |
| курс ЦБ + 2,5% |
|